"ДЕЛОВОЙ ПЕТЕРБУРГ". ДОГОНЯЯ СБЕЖАВШУЮ ЭЛЕКТРИЧКУ

Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин - о попытках российских сотовых операторов догнать уже ушедший поезд.

 

Российские сотовые операторы готовятся к внедрению на своих сетях сервиса Rich Communication Suite (RCS), который, как они заявляют, даст абонентам доступ к расширенным мультимедийным услугам: обмену мгновенными сообщениями, файлами, совершению звонков и видеообщению. Каждый сотовик потратит на это около 100 млн рублей.

Операторы пытаются догнать ушедший поезд, ведь все услуги, которые сулит RCS, уже реализованы сторонними разработчиками. Такие сервисы, как WhatsApp (аудитория — 450 млн человек), Viber (300 млн), LINE (300 млн), WeChat (270 млн) и другие, позволяют владельцам мобильных устройств обмениваться мгновенными сообщениями, файлами, совершать звонки и видеовызовы либо бесплатно, либо очень дешево. Судите сами, за отправку одного SMS отечественные сотовики берут от рубля и выше, а 1 МБ данных на пакетном тарифе стоит около 2 копеек. По прогнозам Juniper Research, к 2018 г. онлайн-мессенджеры будут передавать три четвертых всех сообщений с мобильных телефонов. При этом на дата-трафик мессенджеров придется лишь 2% выручки операторов сотовой связи.

На рынке онлайн-мессенджеров развернулась острейшая конкурентная борьба. За потребителя воюют десятки проектов. Свои мессенджеры есть у социальных сетей и у производителей телефонов. Пользователи Apple iMessage ежедневно отправляют 40 млрд сообщений, BlackBerry Messenger — 10 млрд. Даже во «втором эшелоне» игроки оперируют абонбазами в десятки миллионов человек. Так, мессенджером Tango пользуются почти 180 млн человек, Kakao Talk — 160 млн, SnapChat — 50 млн. Самый успешный отечественный онлайн-мессенджер Telegram от основателя сети «Вконтакте» Павла Дурова привлек порядка 35 млн пользователей.

На этом фоне российские сотовики выглядят бедными родственниками. Ни одно их приложение не смогло заинтересовать даже 5% собственных пользователей. «МТС ТВ» — около 2,5 млн установок на смартфоны за все время существования продукта. «Мой Билайн» от «ВымпелКома» — 1,8 млн установок. «Госуслуги» от национального чемпиона ОАО «Ростелеком» — 1,3 млн. «МультиФон» от «МегаФона» — около 1 млн. Онлайн-мессенджер UMS от «МегаФона» — 400 тыс. установок. Для сравнения, лидеры рынка онлайн-мессенджинга набирают базу с со скоростью 1-2 млн человек в день.

Ставка на RCS вряд ли сыграет. Во-первых, операторы планируют брать небольшую дополнительную плату за сервис (10-20 рублей), а основные онлайн-мессенджеры бесплатны. Во-вторых, сотовики станут внедрять RCS в разное время и в разных регионах. Поэтому отправить сообщение или позвонить абоненту, находящемуся в другом регионе и/или пользующемуся другим оператором, скорее всего, будет проблематично.

В 2009 году «большая тройка» уже пыталась создать операторский онлайн-мессенджер. Услуга «Чат» позволяла абонентам «тройки» обмениваться мгновенными сообщениями. На пике популярности в трех сотовых сетях «Чатом» пользовались не более 100 тыс. человек. В конце 2013 — начале 2014 гг. операторы поочередно прекратили подключение абонентов к этому сервису.