50 МЛН ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СМС-БАНКИНГА В РОССИИ

В России в обращении находится около 217 млн банковских карт. При этом только 50,1 млн человек пользуются смс-банкингом, который, в частности, позволяет получать информацию о состоянии и изменении счета.

Информационный смс-банкинг также остается самым простым и надежным способом аутентификации пользователя в банковских операциях. С помощью смс-сообщений банк предоставляет клиенту одноразовый код подтверждения операции по кредитным и дебетовым картам и, тем самым, обеспечивает дополнительный уровень безопасности.

Кроме того, ряд банков позволяют оплачивать с помощью смс-банкинга различные услуги и сервисы. Однако этими возможностями пользуются лишь 3,5 млн клиентов.

По итогам 2013 года общий объем российского рынка смс-банкинга составил более 25 млрд рублей, из которых менее половины пришлось на платежи посредством смс-банкинга. Иными словами, основной оборот рынка смс-банкинга по-прежнему формируется за счет услуг смс-информирования.

Более того, информационный смс-банкинг (сиречь — разнообразные услуги смс-информирования и оповещения) является одним из генераторов смс-трафика в России. Рост спроса на смс-информирование со стороны клиентов финансовых институтов обеспечивает поддержку рынку смс-услуг. Для справки: по итогам 2013 года отечественные «сотовики» выручили от услуг смс порядка 44 млрд рублей.

До недавнего времени крупнейшими участниками рынка смс-информирования были такие смс-агрегаторы, как «А1 Системс», «Девино Телеком», «Лоджик Телеком», «ОСК», «СМС Сервисы», «СМС Трафик», «ИнфоБип» и др.

В конце 2013 года операторы мобильной связи существенно — в 5-9 раз — повысили тарифы на информационные смс-рассылки, мотивировав этот шаг борьбой с смс-спамом. Под тем же предлогом «сотовики» перешли к выборочному сотрудничеству с смс-агрегаторами, наделив некоторых из них статусом «уполномоченных».

Также, с января 2014 года вступили в силу положения девятой статьи закона «О национальной платежной системе», в рамках которой законодатели усилили ответственность банков за информирование клиентов о совершенных операциях. В частности, финансовые институты обязали уведомлять клиентов обо всех действиях с карточкой по смс или на электронную почту (если контакты имеются в распоряжении банка).

Очевидно, что эти инициативы «сотовиков» и законотворцев должны привести к росту рынка информационного смс-банкинга. Однако ни кредитные учреждения, ни их клиенты, не горят желанием финансировать развитие рынка смс-информирования. Ряд банков уже обратились в антимонопольную службу с просьбой проверить обоснованность повышения стоимости смс-рассылок.

В полной версии отчета по рынку Мобильные платежи и мобильные финансовые приложения в РФ в 2012-2014 гг. отражены количественные характеристики рынка, основные сегменты, структура, а также прогноз развития рынка. С содержанием отчета можно ознакомиться на странице.